Робет Овервег. Мечты реальности.

Роберт Овервег (Robert Overweg, 1983 г., Амстердам), дизайнер, художник и фотограф, запечатлевающий в своих работах виртуальный мир  (в основном, шутеры от  первого и третьего лица) как новое социальное пространство современного общества и как прямое продолжение физического мира.

Овервег, запечатлевая в своих фотоработах срезы виртуальной вселенной, использует новые возможности, которые игровая графика дает ему в жанре фотографии, показывая своеобразие пространств компьютерной реальности; он также демонстрирует пределы виртуального мира, его конечность.

Выставки Овервега проходят по всему миру (10 выставок за год в таких знаковых для современного искусства городах, как Амстердам, Кельн, Лос-Анджелес), а его фото справедливо получают свою долю внимания со стороны медиа: голландской газеты NRC Handelsblad, а также BBC.

Кроме того, Овервег создает дизайнерские работы в области коммерческих проектов для самых разных клиентов: Academie van bouwkunst, Нидерландский кинофестиваль, Nissan и др. На его блоге http://shotbyrobert.com/wordpress/ можно заказать фотографии, печатающиеся ограниченным тиражом, доставляемые с сертификатом подлинности.

Искусствоведам можно сколько угодно говорить о несерьезности подобного подхода, заключающегося, по сути, в подборе скриншотов и их обработке, но пусть они попробуют сказать это миллионам прочно попавших в паутину on-line игр пользователей PC (не говоря уже о владельцах игровых консолей).

Однако, дело даже не во мнении армии эльфов 80-го уровня, погруженных в талантливые (и не очень) симуляции реальности, а в том, что и так называемая «реальная жизнь» в XXI веке приобретает отчетливо виртуальный характер. Грандиозные мифы об атаках террористов, опасных вирусах и финансовых кризисах, распространяемые СМИ, вторгаясь в сознание людей, влекут за собой колоссальные последствия.

Многие из окружающих нас вещей, таких как мода, имидж, реклама и т.д. не основываются ни на чем, выступая в качестве заменителей реальности, символов, за которыми ничего, в действительности, не стоит. Так, реклама, в сущности, продает нам не товар, а тот образ потребителя (счастливый и удовлетворенный), который PR-специалисты привязывают к товару с помощью визуальных образов и слоганов: шампунь дает уверенность, а жвачка – здоровье.

В этом ракурсе творчество Роберта Овервега безусловно концептуально, и за кажущейся простотой технической реализации проступает глубокое метафорическое сопоставление (в данном случае – реального и виртуального) и подчеркивание характерного, что и составляет основу концептуализма.

Но было бы неправильным считать творчество этого фотографа лишь способом указать на социальные тенденции. В серии своих фоторабот под названием «Конец виртуального мира» («The end of the virtual world»), в которую входят фотографии из известнейших компьютерных игр – «Left 4 dead 2», «Half-life 2», «Counter-Strike» и «Call of Duty: Modern Warfare 2» Овервег демонстрирует конечность мира. Эта конечность понимается им самим как философская, почти драматическая игра с нашим реальным жизненным опытом конечности.

Стремление отыскать границы реальности, страх, и, одновременно, желание обнаружить пределы реальности, выйти за нее и оказаться в некоем ином пространстве, в компьютерных играх состоящем из прорисованных текстур, присуще всей современной культуре. Конец виртуального мира – взгляд на пространство непознаваемого.

Подобную смысловую нагрузку несет и серия «Глюки» («Glitches»), в которой Овервег, по его словам,  стремится «не следовать тем путям, что предопределены, но стараться искать свой путь за пределами границы игры».

В комментариях к фотографиям, он пишет: «Я радуюсь возможности использования сбоя/ошибки, которая дает мне возможность обладать  различными точками зрения на виртуальный мир. Облет и прохождение через стены, то есть то, что я не могу делать, дает мне ощущение свободы и возможность двигаться таким образом, который не возможен в физическом мире. Я хочу заглянуть за занавес виртуального фасада и показать его миру. Я надеюсь, что мой взгляд на виртуальный мир, в конечном итоге, заставит нас задуматься о фактическом использовании тех новых возможностей, что виртуальный мир предлагает нам…».

Эта полустертая,  прозрачная граница между виртуальным и реальным, желание контролировать физический мир и исследовать его так же, как и виртуальный, отражена в одних из самых кассовых фильмов нашего времени («The Matrix», «TRON» и т.п.). И, как следствие виртуализации свого «я» посредством социальных сетей, образ другого также виртуализируется, что отражено в собрании работ Овервега под названием «Люди, которых  я встречал» («the people i have met»).

Ценность работ Роберта Овервега может подвергаться сомнению в рамках традиционного искусствоведения, однако виртуальный мир – пространство долгосрочной перспективы, и в социальном плане и в фотографическом. Как сказал один мой знакомый, глядя на творчество Оверлега: «Ну, в этом есть прикол». Черт побери, точнее не скажешь.

 Руслан Кулешов

Оставьте комментарий